Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

История становления и развития парламентаризма в Башкортостане

Парламентаризм представляет собой сложную систему общественных отношений, связанных с формированием и функционированием представительного и законодательного органов государственной власти. Эта система организации государственной власти основана на принципах разделения властей, верховенства закона и обеспечения ведущей роли парламента в целях утверждения отношений социальной справедливости. Парламент является представительным органом, или институтом представительной власти. История парламентаризма в Башкортостане уходит корнями в глубь веков. Общественная жизнь башкир, их деятельность непосредственно связаны с реализацией демократического принципа решения приоритетных общественных вопросов на народном собрании – йыйыне, или курултае, где обсуждались вопросы войны и мира, формирования союзов племен, общественного управления, владения земельными наделами и иные важные вопросы. Традиционным демократическим институтом народного представительства всего башкирского народа стали всебашкирские йыйыны, где каждый совершеннолетний мужчина имел право голоса. Они традиционно проводились на горе Сиснактау, расположенной несколько южнее от г. Уфы – столицы Республики Башкортостан. Совет аксакалов на основе соблюдения народных традиций и обычаев, а также обмена мнениями и внимательного изучения сущности и содержания вопроса выносил решения, которые являлись обязательными для всех членов рода. Эти и иные формы реализации представительской функции, выражения и соблюдения интересов населения, являясь неформальными, сохранились в общественной жизни вплоть до конца XVII в.

Дальнейший путь становления парламентаризма в Башкортостане вплоть до конца XX в. был определен логикой его развития в России. Образование Государственной Думы как представительного органа государственной власти отвечали настроениям той части российского общества, которая ориентировалась на мирный путь общественного развития. Сложившиеся обстоятельства обусловили необходимость формирования Государственной Думы как представительного органа государственной власти 6 августа 1905 г. манифестом императора Николая II.

Таврический Дворец в Санкт-Петербурге, где работала Государственная Дума

Первый российский парламент получил усеченный статус, он стал совещательным органом при монархе и не мог уравновесить сильную вертикаль исполнительной власти. 6 октября Временное правительство распустило Государственную Думу. В стране продолжает разворачиваться национальное движение, которое ставит целью расширение прав мусульманских и иных народов России, ограничение масштабов ущемления по национальному признаку, создание самостоятельной национальной автономии. В это время в Башкортостане укрепляется движение с целью самоопределения башкирского народа. I Всебашкирский курултай проходил 20 июля 1917 г.

Здание Караван-Сарая в г. Оренбурге, где работал I Всебашкирский курултай

На Курултае были рассмотрены вопросы определения формы государственного устройства России и управления башкирским краем, формирования башкирского войска и отношения к войне, организации учебно-педагогической сферы общественной жизни и женский вопрос, а также создания органов управления на местах. На Курултае избрано Областное Шуро (Совет). Приняты постановления I Всеобщего съезда башкир об основах управления государством, руководства Башкортостаном, учредительном собрании, а также Башкирском Шуро.

II Башкирский курултай (съезд) проходил в Уфе 25-30 августа 1917 г. На повестке дня стояли вопросы государственного устройства России, национальной автономии башкир, управления Башкирией, выборов в Учредительное собрание и др.

Всебашкирский Учредительный Курултай был созван 8 декабря 1917 г. в Оренбурге. Рассматривались вопросы, касающиеся автономии Башкирии в пределах 9 кантонов (в Малой Башкирии), утверждения решения Шуро от 15-16 ноября 1917 г. о провозглашении Башкирской автономии. Наряду с образованием представительных и исполнительных органов проведена работа по определению основ взаимодействия с органами государственного управления России. К сфере ведения республики были отнесены вопросы обеспечения общественной безопасности, сбора и расходования налогов, суда, формирования вооруженных сил, народного образования, распоряжение капиталами, землей, недрами. Для исполнения принятых решений избрано Башкирское правительство.

21 февраля 1919 года в селе Темясово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии состоялся I Всебашкирский военный съезд. Был избран Временный революционный комитет Башкирской Советской Республики (Башревком), которому передана вся полнота государственной власти на территории Малой Башкирии. Председателем Башревкома стал Ахмет-Заки Валидов. 17 марта наркомом по делам национальностей Правительства России И. Сталиным и представителями Башкортостана М. Кулаевым, М. Халиковым и А. Бикбавовым было подписано Соглашение между Центральной советской властью и Башкортостаном. 20 марта договор был утвержден на заседаниях Совнаркома РСФСР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В результате историческим фактом стало оформление договорных отношений Башкортостана и России. Это событие стало судьбоносным для становления России как федеративного государства.

В становлении парламентаризма в Башкортостане большое значение имели I-X съезды советов Башкортостана, которые обозначили определенный этап (1920-1937 гг.) его развития, формирования советских традиций подготовки и принятия политических решений выборными представителями населения.  

Здание, где проходил I Всебашкирский съезд Советов и работал Президиум БашЦИК, г. Стерлитамак, 1920 г.

На съездах Советов основное внимание уделялось совершенствованию системы государственной власти, порядка принятия и реализации политических решений при верховенстве партийных органов, рационализации решения социально-экономических вопросов. Основное усилие направлялось на решение вопросов индустриализации, коллективизации, проведение земельной реформы, утверждение нового административно-территориального деления БАССР. Особенно значимой является деятельность Х съезда Советов (20-24 июня 1937 г.), который рассмотрел вопрос принятия нового Основного закона Башкортостана. Согласно его положениям политической основой БАССР являются Советы депутатов трудящихся. В нем были закреплены основные нормы государственного строительства, закреплены права республики, компетенция, порядок выборов и структура высших органов государственной власти – Верховного Совета и Совнаркома БАССР. Были утверждены государственный герб, флаг и столица государственности. В новой Конституции выражалось стремление партийных органов обеспечить дальнейшую централизацию системы государственного управления, верховенства партийных органов в ее функционировании. 26 июня 1938 г. проведены выборы в Верховный Совет РСФСР, а также БАССР, который стал прообразом современного парламента Башкортостана, работающего на профессиональной основе.  

Становление современной парламентской системы Башкортостана начинается с начала 90-х годов XX в., когда в общественной жизни большую роль начинают играть принципы плюрализма, многопартийной системы, свободы слова, печати, собраний и др. Представительство в органах законодательной власти основывалось на принципе конкурентности, когда депутаты для избрания в парламентский орган вынуждены были бороться за голоса избирателей на основе выдвижения привлекательных проектов общественного устройства, решения приоритетных задач, соблюдения интересов населения и принципа законности. О начале реализации этих основных принципов парламентаризма наглядно свидетельствует избрание, организация и деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва. В его работе четко проявился учет и соблюдение им интересов населения, что является одним из основных характеристик парламентаризма.

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан стал парламентским органом, сформированным в соответствии с нормами новой Конституции, действующим на основе реализации принципа разделения и взаимного сдерживания ветвей государственной власти. Он явился постоянно действующим и работающим на профессиональной основе высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан. Сложились парламентские традиции, которые наряду с правовыми нормами определяют порядок его деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти. Сегодня Государственное Собрание – Курултай является неотъемлемым элементом и важнейшей составляющей политико-властной системы Республики Башкортостан, определяющей качественный уровень развития парламентаризма, формирования и осуществления подлинно парламентских традиций в Республике Башкортостан.  

Парламент играет одну из ведущих ролей в процессе подготовки и принятия важнейших политико-правовых решений, реализации общественно значимых целей и приоритетов. Парламент Башкортостана как важнейший политико-правовой институт политико-властной системы внес и продолжает вносить неоценимый вклад в развитие демократии в Башкортостане, становление подлинных парламентских традиций, а также развитие федеративных отношений в Российской Федерации. Современный этап развития Башкортостана характеризуется постепенным укреплением парламентаризма как системы демократического управления обществом и играет большую роль в формировании гражданского общества, развитии многопартийности, определении целей и ориентиров дальнейшего развития всего общества.

Десятилетию Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан посвящается:

Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Документы и материалы / Сост. В.Г. Азнагулов, З.Г. Хамитова. Книга 1. - Уфа: ГРИ "Башкортостан", 2005 г. - 304 с.: ил

В книге всесторонне и обстоятельно в исторической ретроспективе рассмотрены проблемы становления и развития парламентаризма в Республике Башкортостан.

Представлена широкая панорама событий и фактов по формированию государственности Башкортостана, дана развернутая характеристика представительных органов власти в различные периоды развития общества и государства; подробно освещена деятельность институтов представительной демократии советского периода. Значительное внимание уделено интенсивной парламентской практике Верховного Совета республики XII созыва и Государственного Собрания – Курултая. Вторая часть исследования является солидным собранием источников и документов.

Издание предназначено для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, депутатов и работников аппаратов законодательных органов, для всех тех, кто интересуется проблемами парламентаризма, государственного строительства.

скачать I том, 1 часть (*.pdf)
скачать I том, 2 часть (*.pdf)

Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Документы и материалы / Сост. В.Г. Азнагулов, З.Г. Хамитова. Книга 2. - Уфа: ГРИ "Башкортостан", 2005 г. - 304 с.: ил

В издании представлены материалы разных времен и различных органов власти, материалы архивов. Некоторые из них публикуются впервые, а другие предложены читателю в полном без каких-либо сокращений в сопровождении фотографий, рисунков исторических мест и участников событий.

скачать II том, 1 часть (*.pdf)      
скачать II том, 2 часть (*.pdf)      
скачать II том, 3 часть (*.pdf)

Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан - 15 лет: по пути созидания и развития

Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан со времени своего создания как представительный (законодательный) орган государственной власти прошел большой путь развития. 18 марта 2010 года в г. Уфе, в Большом зале Дома Государственного Собрания состоялась научно-практическая конференция, посвященная пятнадцатой годовщине республиканского парламента. В ее работе приняли участие депутаты Государственного Собрания - Курултая первого, второго, третьего и четвертого созывов, депутаты Верховного Совета двенадцатого созыва, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, члены Президентского Совета Республики Башкортостан, члены Правительства, представители судебных и правоохранительных органов рРеспублики, руководители территориальных органов федеральных министерств и ведомств, республиканских органов исполнительной власти, главы администраций районов и городов, работники Администрации Президента, Секретариата Государственного Собрания - Курултая, Аппарата Правительства Республики Башкортостан, представители республиканских общественных объединений и средств массовой информации.                          

Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан К.Б. Толкачев, выступая перед участниками научно-практической конференции, отметил, что становление современного парламента Башкортостана как одного из системообразующих органов государственной власти неразрывно связано со сложными и глубинными процессами формирования республиканской системы законодательства, которые своими корнями восходят к XVI веку, когда было принято решение о добровольном присоединении башкирского края к российскому государству.                         

Уже тогда в Башкортостане имелись важные составные элементы парламентаризма, действовали йыйын – традиционный институт народного представительства, совет аксакалов, народные суды. Все они действовали на основе народных традиций и выносили решения, обязательные для всех. Башкиры на основании заключения письменных договоров, утвержденных верховной властью, признали себя подданными российского государства, взяли обязательство платить налоги и нести военную и пограничную службу. Со стороны России им были гарантированы защита от внешних территориальных притязаний, широкие права на внутреннее самоуправление, свобода вероисповедания и вотчинное право на землю.                          

Еще в начале XX века Малым Курултаем Башкортостана, действовавшим в 1917-1920 годы, были провозглашены официальные документы, явившиеся основой становления автономной государственности и формирования республиканской системы законодательства. В 1919 году были заключены Соглашения Центрального Советского правительства с Правительством Башкортостана, определившие основы взаимоотношений сторон. На их основе созданы возможности для формирования и осуществления деятельности представительных, исполнительных и иных органов государственной власти.                          

Дальнейшее развитие законодательства Башкортостана связано с деятельностью съездов Советов, а также Башкирского Центрального Исполнительного Комитета. Принимаются Конституция СССР, Конституция РСФСР, Конституция БАССР, иные правовые акты союзного, российского и республиканского уровней, ставшие базой регулирования общественных отношений.                         

С 1938 года парламентские функции стал исполнять Верховный Совет Башкирской АССР, перенявший функции пленумов Башкирского Центрального Исполнительного Комитета. Законотворческая деятельность вбыла чрезмерно централизованной, что создавало определенные сложности в подготовке и принятии нормативных правовых актов. За сорок лет с 1937 года, после принятия первой Конституции СССР, по 1977 год, когда была принята последняя союзная Конституция, с учетом ежегодных законов о плане и бюджете вступили в силу только 72 закона. Подавляющая часть общественных отношений регулировалась подзаконными актами, партийными и ведомственными постановлениями, что не является характерным для правового государства.                

Конституционно-правовые основы деятельности республиканского парламента были заложены в период работы Верховного Совета двенадцатого созыва, которым провозглашена Декларация о государственном суверенитете Башкортостана и подписан Федеративный Договор. 24 декабря 1993 года принята новая Конституция Башкортостана – важнейший политико-правовой документ, отразивший итоги произошедших в стране коренных перемен и заложивший основы обновления государственного устройства и общественного развития. Закономерным итогом реализации положений этих основополагающих политико-правовых актов стало заключение Договора России и Башкортостана о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий от 3 августа 1994 года. Определены основы взаимоотношений России и Башкортостана во всех важнейших сферах общественной жизни, определен путь дальнейшего укрепления российского федерализма и государственности.                         

В развитие республиканской системы законодательства существенный вклад внесли депутаты пяти созывов Государственного Собрания – Курултая. Создана современная система законодательства, ставшая основой реализации государственной власти и сохранения общественной стабильности, и обеспечившая неуклонное поступательное государственно-правовое, социально-экономическое и культурно-духовное развитие Башкортостана. Осуществлялось действенное правовое регулирование процессов формирования современной экономической системы, развития промышленного и аграрного производства, ведения крупного строительства объектов социально-культурного и социально-бытового назначения. Депутаты принимали и принимают активное участие в парламентских слушаниях, представляют законопроекты на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации. Значимым направлением деятельности республиканского парламента стало установление парламентских связей с законодательными органами других регионов России, международных парламентских связей. Отрабатываются правовые механизмы регулирования современного законодательного процесса, осуществления новых форм и методов парламентской деятельности.                          

В результате проведения такой государственной политики, создания правового механизма ее реализации Башкортостан сегодня имеет развитые социально-политические институты, неуклонно прогрессирующую систему рыночной экономики, позволяющую создавать цивилизованные условия жизни. В этом – значимый вклад парламентариев республики, целенаправленно осуществляющих законотворческую деятельность во имя будущего Башкортостана и России.