Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Статус ГС – К РБ

Сведения о полномочиях Государственного Собрания, задачах и функциях постоянных комитетов и комиссий Государственного Собрания определены Законом РБ "О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан"

Правовой статус органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность полномочий, прав и обязанностей данного органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации.

Общие основы правового статуса законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации изложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон определяет его статус как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Статус Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан определен Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан».

В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Башкортостан государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

Статья 66 Конституции Республики Башкортостан и статья 1 Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» определяют место Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан в системе органов государственной власти как высшего и единственного законодательного (представительного) постоянно действующего органа государственной власти Республики Башкортостан.

В статье 71 Конституции Республики Башкортостан установлены следующие предметы ведения Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан:

1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;

4) утверждение прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан;

5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

6) установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;

7) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчетов об их исполнении;

8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

9) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан и контроль за его соблюдением;

10) установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;

11) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;

12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;

13) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;

14) установление порядка проведения выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан и назначение выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан;

15) установление порядка проведения выборов Главы Республики Башкортостан и назначение выборов Главы Республики Башкортостан;

16) формирование Президиума, постоянных комитетов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан; избрание Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан;

17) решение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Башкортостан;

18) согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;

19) назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

20) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;

21) внесение на рассмотрение Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Главы Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;

22) обжалование актов Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан в судебном порядке;

23) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

24) проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;

25) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан;

26) назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

27) принятие обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, Конституционный Суд Российской Федерации;

28) избрание мировых судей;

29) участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

30) назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;

31) назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

32) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Собрания Республики – Курултая Башкортостан;

33) установление в пределах своих полномочий порядка проведения выборов в органы местного самоуправления;

34) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Башкортостан о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан; заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

35) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан;

36) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.

В этой же статье отмечается, что Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно статье 75 Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.

Законом Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года № 549-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено направление средств в 2018 году в размере 150 459,3 тыс. руб. на функционирование законодательного органа республики.

Расходы на обеспечение деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и их структура предусматриваются в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

По результатам анализа финансирования законодательных органов субъектов Российской Федерации с сопоставимой с Башкортостаном численностью населения (более 3 миллионов человек) в республике наблюдается один из самых низких показателей по объему средств, выделяемому на деятельность регионального парламента. Среди указанной категории регионов соотношение финансирования законодательного органа к числу его депутатов в Башкортостане одно из наиболее низких в России и самое низкое в Приволжском федеральном округе.

Башкортостан – самый крупный регион в ПФО по численности населения, соответственно, имеет и наиболее многочисленный депутатский корпус. Вместе с тем численность государственных гражданских служащих Секретариата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан является одной из самых низких в России и самой низкой в Приволжском федеральном округе среди аппаратов законодательных органов сопоставляемых регионов. По соотношению числа государственных гражданских служащих аппарата регионального парламента к числу депутатов Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан имеет самый низкий показатель среди аппаратов парламентов обозначенной категории регионов (менее одного госслужащего на одного депутата).