Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

В Государственном Собрании состоялся круглый стол по вопросам развития художественного образования детей

12 Ноября 2020

Версия для печати


				

В Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялся круглый стол на тему «Детские художественные школы Республики Башкортостан: традиции и проблемы развития». Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи, модератором выступил председатель парламентского Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин.

В обсуждении темы приняли участие депутаты, министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, первый заместитель министра культуры Наталья Лапшина, заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Инесса Косолапова, руководители детских школ искусств и художественных школ городов и районов республики, другие эксперты.

Открывая работу круглого стола, заместитель Председателя Государственного Собрания Эльвира Аиткулова отметила высокий запрос в обществе на художественное образование. Отчасти его удовлетворяют негосударственные организации, но потребность в бюджетных местах особенно велика. Вице-спикер выразила надежду на то, что всестороннее рассмотрение проблемы послужит выработке конструктивных решений для развития этого важного направления.

По словам министра культуры Республики Башкортостан Амины Шафиковой, в республике сформирована классическая модель воспитания художественных кадров. Всего дополнительное образование в сфере культуры представлено 119 детскими школами искусств: 117 муниципальными музыкальными, художественными, хореографическими школами и школами искусств, одной музыкальной школой юных талантов В. Т. Спивакова Салаватского музыкального колледжа и одним уфимским частным образовательным учреждением «Художественная школа». В настоящее время в этих организациях обучаются около 50 тысяч учащихся, причем начиная с 2016 года численность обучающихся выросла почти на 27 %. Как по количеству детских школ искусств, так и по численности обучающихся Башкортостан входит в число регионов-лидеров.

– Это не предел. Идет увеличение количества обучающихся. Особенно большой конкурс мы видим сегодня в городах республики, – сказала Амина Шафикова. – Но у нас нет для этого соответствующих помещений.

Министр культуры предложила проработать вопрос о включении в Республиканскую адресную инвестиционную программу проектирования и строительства типовой детской школы искусств с тем, чтобы данный проект можно было тиражировать впоследствии по всей республике.

Заместитель министра культуры Наталья Лапшина подняла проблему новой схемы финансирования детских художественных школ.

– С переходом на персонифицированное финансирование дополнительного образования детей может быть разрушена вся система образования в сфере культуры, – сказала Наталья Лапшина. – Схема, на которую повсеместно переходят учреждения дополнительного образования, подходит для краткосрочных общеразвивающих программ группового обучения, но она совершенно не годится для многолетних предпрофессиональных программ. Нужно изучить возможность исключения детских школ искусств из системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.

Участники круглого стола отметили проблему преемственности образования одаренных детей. Прозвучало предложение по формированию базы данных одаренных детей в сфере культуры и развитию системы индивидуального педагогического сопровождения.

По словам директора стерлитамакской Детской художественной школы № 1 Владимира Курбатова, все его коллеги сталкиваются с нехваткой выставочных площадей.

– Организовать выставку в городской картинной галерее мы можем только два раза в год, – сказал Владимир Курбатов. – При этом мы проводим до восьми школьных конкурсов в год. Участие в выставке для ученика – это не только гордость и возможность почувствовать себя настоящим художником, но и осмысление, общение со зрителем. Это необходимость и один из самых эффективных каналов коммуникации.

Руководители детских художественных школ предложили изучить возможность организации выставок, конкурсов и олимпиад с предоставлением победителям льгот при поступлении в средние и высшие образовательные организации художественного профиля.

По мнению участников круглого стола, в значительной мере вопросы, касающиеся текущей деятельности художественных школ и поддержки преподавателей, можно было бы решить включением этих организаций в федеральные и республиканские программы содействия развитию системы образования. Прежде всего речь идет о программах «Земский учитель», «Школьный автобус» и программе по созданию электронной образовательной среды.

Среди проблем отрасли названы также низкая эффективность ее взаимодействия с системой общего и профессионального образования, высокая загруженность художественных школ составлением отчетов и другой бумажной работой, сложности с оформлением договоров аренды, применяемый в ряде случаев формалистский подход органов муниципального управления к назначению руководителей детских художественных школ без учета специфики организации.

Участники дискуссии наметили пути решения обозначенных проблем и отразили их в рекомендациях круглого стола. Профильный парламентский Комитет продолжает прием предложений – в ближайшее время проект рекомендаций будет доработан с их учетом


Возврат к списку