Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

История становления и развития парламентаризма в Башкортостане

Парламентаризм представляет собой сложную систему общественных отношений, связанных с формированием и функционированием представительного и законодательного органов государственной власти. Эта система организации государственной власти основана на принципах разделения властей, верховенства закона и обеспечения ведущей роли парламента в целях утверждения отношений социальной справедливости. Парламент является представительным органом, или институтом представительной власти. История парламентаризма в Башкортостане уходит корнями в глубь веков. Общественная жизнь башкир, их деятельность непосредственно связаны с реализацией демократического принципа решения приоритетных общественных вопросов на народном собрании – йыйыне, или курултае, где обсуждались вопросы войны и мира, формирования союзов племен, общественного управления, владения земельными наделами и иные важные вопросы. Традиционным демократическим институтом народного представительства всего башкирского народа стали всебашкирские йыйыны, где каждый совершеннолетний мужчина имел право голоса. Они традиционно проводились на горе Сиснактау, расположенной несколько южнее от г. Уфы – столицы Республики Башкортостан. Совет аксакалов на основе соблюдения народных традиций и обычаев, а также обмена мнениями и внимательного изучения сущности и содержания вопроса выносил решения, которые являлись обязательными для всех членов рода. Эти и иные формы реализации представительской функции, выражения и соблюдения интересов населения, являясь неформальными, сохранились в общественной жизни вплоть до конца XVII в.

Дальнейший путь становления парламентаризма в Башкортостане вплоть до конца XX в. был определен логикой его развития в России. Образование Государственной Думы как представительного органа государственной власти отвечали настроениям той части российского общества, которая ориентировалась на мирный путь общественного развития. Сложившиеся обстоятельства обусловили необходимость формирования Государственной Думы как представительного органа государственной власти 6 августа 1905 г. манифестом императора Николая II.

Таврический Дворец в Санкт-Петербурге, где работала Государственная Дума

Первый российский парламент получил усеченный статус, он стал совещательным органом при монархе и не мог уравновесить сильную вертикаль исполнительной власти. 6 октября Временное правительство распустило Государственную Думу. В стране продолжает разворачиваться национальное движение, которое ставит целью расширение прав мусульманских и иных народов России, ограничение масштабов ущемления по национальному признаку, создание самостоятельной национальной автономии. В это время в Башкортостане укрепляется движение с целью самоопределения башкирского народа. I Всебашкирский курултай проходил 20 июля 1917 г.

Здание Караван-Сарая в г. Оренбурге, где работал I Всебашкирский курултай

На Курултае были рассмотрены вопросы определения формы государственного устройства России и управления башкирским краем, формирования башкирского войска и отношения к войне, организации учебно-педагогической сферы общественной жизни и женский вопрос, а также создания органов управления на местах. На Курултае избрано Областное Шуро (Совет). Приняты постановления I Всеобщего съезда башкир об основах управления государством, руководства Башкортостаном, учредительном собрании, а также Башкирском Шуро.

II Башкирский курултай (съезд) проходил в Уфе 25-30 августа 1917 г. На повестке дня стояли вопросы государственного устройства России, национальной автономии башкир, управления Башкирией, выборов в Учредительное собрание и др.

Всебашкирский Учредительный Курултай был созван 8 декабря 1917 г. в Оренбурге. Рассматривались вопросы, касающиеся автономии Башкирии в пределах 9 кантонов (в Малой Башкирии), утверждения решения Шуро от 15-16 ноября 1917 г. о провозглашении Башкирской автономии. Наряду с образованием представительных и исполнительных органов проведена работа по определению основ взаимодействия с органами государственного управления России. К сфере ведения республики были отнесены вопросы обеспечения общественной безопасности, сбора и расходования налогов, суда, формирования вооруженных сил, народного образования, распоряжение капиталами, землей, недрами. Для исполнения принятых решений избрано Башкирское правительство.

21 февраля 1919 года в селе Темясово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии состоялся I Всебашкирский военный съезд. Был избран Временный революционный комитет Башкирской Советской Республики (Башревком), которому передана вся полнота государственной власти на территории Малой Башкирии. Председателем Башревкома стал Ахмет-Заки Валидов. 17 марта наркомом по делам национальностей Правительства России И. Сталиным и представителями Башкортостана М. Кулаевым, М. Халиковым и А. Бикбавовым было подписано Соглашение между Центральной советской властью и Башкортостаном. 20 марта договор был утвержден на заседаниях Совнаркома РСФСР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В результате историческим фактом стало оформление договорных отношений Башкортостана и России. Это событие стало судьбоносным для становления России как федеративного государства.

В становлении парламентаризма в Башкортостане большое значение имели I-X съезды советов Башкортостана, которые обозначили определенный этап (1920-1937 гг.) его развития, формирования советских традиций подготовки и принятия политических решений выборными представителями населения.  

Здание, где проходил I Всебашкирский съезд Советов и работал Президиум БашЦИК, г. Стерлитамак, 1920 г.

На съездах Советов основное внимание уделялось совершенствованию системы государственной власти, порядка принятия и реализации политических решений при верховенстве партийных органов, рационализации решения социально-экономических вопросов. Основное усилие направлялось на решение вопросов индустриализации, коллективизации, проведение земельной реформы, утверждение нового административно-территориального деления БАССР. Особенно значимой является деятельность Х съезда Советов (20-24 июня 1937 г.), который рассмотрел вопрос принятия нового Основного закона Башкортостана. Согласно его положениям политической основой БАССР являются Советы депутатов трудящихся. В нем были закреплены основные нормы государственного строительства, закреплены права республики, компетенция, порядок выборов и структура высших органов государственной власти – Верховного Совета и Совнаркома БАССР. Были утверждены государственный герб, флаг и столица государственности. В новой Конституции выражалось стремление партийных органов обеспечить дальнейшую централизацию системы государственного управления, верховенства партийных органов в ее функционировании. 26 июня 1938 г. проведены выборы в Верховный Совет РСФСР, а также БАССР, который стал прообразом современного парламента Башкортостана, работающего на профессиональной основе.  

Становление современной парламентской системы Башкортостана начинается с начала 90-х годов XX в., когда в общественной жизни большую роль начинают играть принципы плюрализма, многопартийной системы, свободы слова, печати, собраний и др. Представительство в органах законодательной власти основывалось на принципе конкурентности, когда депутаты для избрания в парламентский орган вынуждены были бороться за голоса избирателей на основе выдвижения привлекательных проектов общественного устройства, решения приоритетных задач, соблюдения интересов населения и принципа законности. О начале реализации этих основных принципов парламентаризма наглядно свидетельствует избрание, организация и деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва. В его работе четко проявился учет и соблюдение им интересов населения, что является одним из основных характеристик парламентаризма.

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан стал парламентским органом, сформированным в соответствии с нормами новой Конституции, действующим на основе реализации принципа разделения и взаимного сдерживания ветвей государственной власти. Он явился постоянно действующим и работающим на профессиональной основе высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан. Сложились парламентские традиции, которые наряду с правовыми нормами определяют порядок его деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти. Сегодня Государственное Собрание – Курултай является неотъемлемым элементом и важнейшей составляющей политико-властной системы Республики Башкортостан, определяющей качественный уровень развития парламентаризма, формирования и осуществления подлинно парламентских традиций в Республике Башкортостан.  

Парламент играет одну из ведущих ролей в процессе подготовки и принятия важнейших политико-правовых решений, реализации общественно значимых целей и приоритетов. Парламент Башкортостана как важнейший политико-правовой институт политико-властной системы внес и продолжает вносить неоценимый вклад в развитие демократии в Башкортостане, становление подлинных парламентских традиций, а также развитие федеративных отношений в Российской Федерации. Современный этап развития Башкортостана характеризуется постепенным укреплением парламентаризма как системы демократического управления обществом и играет большую роль в формировании гражданского общества, развитии многопартийности, определении целей и ориентиров дальнейшего развития всего общества.

Десятилетию Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан посвящается:

Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Документы и материалы / Сост. В.Г. Азнагулов, З.Г. Хамитова. Книга 1. - Уфа: ГРИ "Башкортостан", 2005 г. - 304 с.: ил

В книге всесторонне и обстоятельно в исторической ретроспективе рассмотрены проблемы становления и развития парламентаризма в Республике Башкортостан.

Представлена широкая панорама событий и фактов по формированию государственности Башкортостана, дана развернутая характеристика представительных органов власти в различные периоды развития общества и государства; подробно освещена деятельность институтов представительной демократии советского периода. Значительное внимание уделено интенсивной парламентской практике Верховного Совета республики XII созыва и Государственного Собрания – Курултая. Вторая часть исследования является солидным собранием источников и документов.

Издание предназначено для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, депутатов и работников аппаратов законодательных органов, для всех тех, кто интересуется проблемами парламентаризма, государственного строительства.

скачать I том, 1 часть (*.pdf)
скачать I том, 2 часть (*.pdf)

Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Документы и материалы / Сост. В.Г. Азнагулов, З.Г. Хамитова. Книга 2. - Уфа: ГРИ "Башкортостан", 2005 г. - 304 с.: ил

В издании представлены материалы разных времен и различных органов власти, материалы архивов. Некоторые из них публикуются впервые, а другие предложены читателю в полном без каких-либо сокращений в сопровождении фотографий, рисунков исторических мест и участников событий.

скачать II том, 1 часть (*.pdf)      
скачать II том, 2 часть (*.pdf)      
скачать II том, 3 часть (*.pdf)

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан: 25 лет законотворчества

Двадцать пять лет назад – 21 марта 1995 года приступил к своей деятельности высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Башкортостана – Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Значимые политические события, происходящие в России в то время, глубокие экономические и социальные перемены, переосмысление основ и понятий государственности, федерализма, парламентаризма требовали от законодательного органа быстрого и адекватного ответа – скорейшего создания принципиально новой нормативно-правовой базы. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что депутаты справились с этой важной миссией. Их деятельность и сейчас и тогда – это работа профессионалов, способных в непростых ситуациях найти оптимальные решения и сделать необходимые шаги для дальнейшего всестороннего развития республики.

В становлении современного Башкортостана, формировании его парламентской системы в новом качестве особую роль сыграл Верховный Совет республики двенадцатого созыва, которым были приняты политико-правовые документы, заложившие фундамент республиканского законодательства. Выражая волю и интересы народа Башкортостана в важнейших государственных решениях, представительный орган государственной власти оказал огромное влияние на развитие республики.

Принятие 11 октября 1990 года Декларации о Государственном суверенитете Башкортостана, подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора и приложения к нему от Республики Башкортостан, заключение 3 августа 1994 года Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» – ключевые этапы в новейшей истории республики. В то время эти документы способствовали созданию баланса в отношениях центра и республики, существенно разрядили общественную напряженность постперестроечных лет. Башкортостан получил возможность реализовывать собственный вариант проведения преобразований, соответствующий интересам населения.

Введение в 1993 году в Башкортостане института президентства закрепило переход значительного объема политической власти, сконцентрированного в Верховном Совете, к Президенту Республики Башкортостан и вместе с тем позволило республиканскому парламенту сосредоточиться на законодательной деятельности.

Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, провозглашала принципы народовластия, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Стратегическая линия при подготовке Основного закона Республики Башкортостан заключалась в сохранении преемственности власти. Это предопределило выбор институциональной парламентской модели, в которой наряду с новациями присутствовали и особенности советской парламентской системы.

Государственное Собрание – Курултай  Республики Башкортостан, сформированное в соответствии с нормами новой Конституции, стало важнейшей частью политико-властной системы Башкортостана, обеспечивающей качественный уровень развития парламентаризма.

Годы становления Государственного Собрания – Курултая  Республики Башкортостан – теперь уже история. От созыва к созыву формировался законодательный ландшафт республики, совершенствовались технологии работы с избирателями. Депутаты, стоящие у истоков создания правовых основ в регионе, парламентарии последующих лет успешно реализовывали возложенные на них задачи, обеспечивая модернизацию всех сфер жизни и достойно представляя интересы жителей Башкортостана.

Сегодня одним из факторов, способствующих успешному осуществлению  преобразований в Республике Башкортостан, является конструктивное взаимодействие  депутатского корпуса, органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества.

25 лет деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан стали периодом напряженной, плодотворной, очень интересной законотворческой работы, временем реальных изменений. Труд народных избранников во многом содействовал созданию крепкой правовой основы для всестороннего развития Башкортостана, благополучия настоящего и будущих поколений.