Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Состоялись парламентские слушания по вопросам нормативного правового регулирования патриотического воспитания

28 Октября 2022

Версия для печати


				

В Доме Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан состоялись парламентские слушания по вопросу «О проблемах нормативного правового регулирования патриотического воспитания в Республике Башкортостан».

В обсуждении темы приняли участие депутаты, министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике Яна Гайдук, представители органов местного самоуправления, военного комиссариата, общественных организаций, образовательных учреждений.

Открывая парламентские слушания, Председатель Государственного Собрания Константин Толкачев отметил значимость патриотического воспитания детей и молодежи для стабильного, поступательного развития российского общества и для усиления роли нашей страны в современном мироустройстве.

– После развала Советского Союза и демонтажа партийной политической системы вопросы патриотизма оказались на периферии общественных интересов и государственной практики, – сказал Константин Толкачев. – Более того, примером стали «американская мечта» и западный образ жизни. На периферию ушла и воспитательная работа в школах. Но сейчас ситуация меняется. Понятно, что цель западных политиков – ослабить Россию, лишить ее статуса независимого государства. Они готовы считаться с нашей страной как с огромным сырьевым придатком – именно такая роль уготована нам в рамках так называемого всемирного разделения труда. Однако нас это совершенно не устраивает.

Спикер Государственного Собрания призвал участников парламентских слушаний акцентировать внимание на проблемах, решение которых поможет поднять систему патриотического воспитания в республике на более высокий уровень.

С основным докладом о проблемах нормативного правового регулирования патриотического воспитания в Республике Башкортостан выступил председатель парламентского Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин.

Докладчик напомнил о том, что в Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Башкортостан введены нормы о важности воспитания патриотизма, уважения старших, положения о сохранении памяти предков, памяти защитников Отечества, о поддержке преемственности и солидарности поколений.

– Теперь задача органов государственной власти, муниципалитетов воплотить все эти конституционные положения в жизнь. Частично эта работа уже ведется, – сказал Раиль Асадуллин. – Патриотизм, являясь ценностно-смысловым ядром развития личности, семьи, государства и общества в целом, несомненно, предполагает новые требования и подходы к властным институтам, субъектам социализации, образования, культуры. Патриотическая тематика должна охватить деятельность всех людей страны вне зависимости от их религиозной, национальной, социальной принадлежности, уровня духовного и нравственного развития. Эта деятельность должна опираться на достижения прошлого и в то же самое время сформулировать, обосновать модернизацию способов и технологий, необходимых для формирования в сознании подрастающего поколения ценности и значимости идеи, идеала патриотизма.

Раиль Асадуллин обратил внимание на растущий межпоколенческий разрыв, на отсутствие у детей достойных героев для подражания, интереса к участию в делах страны. Взрослые, в том числе родители и педагоги, не являются в большинстве своем авторитетными трансляторами ценностных ориентиров.

– Данные соцопросов свидетельствуют об утрате частью молодежи традиционных духовных и нравственных ценностей, об отсутствии уважения и эмпатии друг к другу, об установлении жесткой личной границы во взаимоотношениях, – сказал Раиль Асадуллин. – Уход от системной структуры комплексного воспитания в школах, ссузах и вузах, отмена молодежных организаций во многом стала причиной негативных тенденций в молодежной среде. Значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений взяли на себя цифровые ресурсы.

Раиль Асадуллин отметил отсутствие законодательных инструментов противодействия разрушительному воздействию со стороны цифровых ресурсов.

Депутат внес ряд предложений. В частности, Раиль Асадуллин считает целесообразным создать в структуре Министерства образования и науки Республики Башкортостан специальный научно-методический центр развития гражданского, патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи и студентов. Его деятельность позволит координировать и направлять деятельность патриотических организаций, проводить тематические акции, краеведческо-поисковые движения, игры, конкурсы, фестивали.

– Работа с детьми должна быть яркой, эмоциональной, запоминающейся, – сказал Раиль Асадуллин. – При этом обязательно ставить детей в ситуации коллективной ответственности, заботы об окружающих. Природа патриотизма не абстрактна. В ее основе лежит поступок, содержащий заботу о Родине и согражданах.

Также депутат предложил создать специальный детский проект – аналог «Атайсала», который научит детей кооперироваться и вместе достигать цели, принося пользу родному краю.

С докладом на тему «Комплексный подход к патриотическому воспитанию в системе образования» выступил министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин.

Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике Яна Гайдук представила свое видение путей формирования системы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

На парламентских слушания затрагивались также вопросы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Рассматривалось влияние социальных сетей на молодежь. Заслушаны предложения ветеранских организаций патриотической направленности по системной воспитательной работе с детьми.

По завершении обсуждения участники парламентских слушаний приняли ряд рекомендаций в адрес органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, научных объединений, военного комиссариата.


Возврат к списку