Сведения о полномочиях Государственного Собрания, задачах и функциях постоянных комитетов и комиссий Государственного Собрания определены Законом РБ "О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан"
Правовой статус органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность полномочий, прав и обязанностей данного органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации.
Общие основы правового статуса законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации изложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон определяет его статус как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Статус Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан определен Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан».
В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Башкортостан государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.
Статья 66 Конституции Республики Башкортостан и статья 1 Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» определяют место Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан в системе органов государственной власти как высшего и единственного законодательного (представительного) постоянно действующего органа государственной власти Республики Башкортостан.
В статье 71 Конституции Республики Башкортостан установлены следующие предметы ведения Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан:
1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;
3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;
4) утверждение прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан;
5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;
6) установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;
7) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчетов об их исполнении;
8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;
9) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан и контроль за его соблюдением;
10) установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;
11) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;
12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;
13) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;
14) установление порядка проведения выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан и назначение выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан;
15) установление порядка проведения выборов Главы Республики Башкортостан и назначение выборов Главы Республики Башкортостан;
16) формирование Президиума, постоянных комитетов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан; избрание Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан;
17) решение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Башкортостан;
18) согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;
19) назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;
20) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;
21) внесение на рассмотрение Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Главы Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;
22) обжалование актов Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан в судебном порядке;
23) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
24) проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;
25) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан;
26) назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;
27) принятие обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, Конституционный Суд Российской Федерации;
28) избрание мировых судей;
29) участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
30) назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;
31) назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;
32) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Собрания Республики – Курултая Башкортостан;
33) установление в пределах своих полномочий порядка проведения выборов в органы местного самоуправления;
34) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Башкортостан о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан; заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;
35) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан;
36) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.
В этой же статье отмечается, что Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно статье 75 Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.
Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2024 года № 197-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» предусмотрено направление средств в 2025 году в размере 330 442,8 тыс. руб. на функционирование законодательного органа республики.
Расходы на обеспечение деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и их структура предусматриваются в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
По результатам анализа финансирования законодательных органов субъектов Российской Федерации с сопоставимой с Башкортостаном численностью населения (более 3 миллионов человек) в республике наблюдается один из самых низких показателей по объему средств, выделяемому на деятельность регионального парламента. Среди указанной категории регионов соотношение финансирования законодательного органа к числу его депутатов в Башкортостане одно из наиболее низких в России и самое низкое в Приволжском федеральном округе.
Башкортостан – самый крупный регион в ПФО по численности населения, соответственно, имеет и наиболее многочисленный депутатский корпус. Вместе с тем численность государственных гражданских служащих Секретариата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан является одной из самых низких в России и самой низкой в Приволжском федеральном округе среди аппаратов законодательных органов сопоставляемых регионов. По соотношению числа государственных гражданских служащих аппарата регионального парламента к числу депутатов Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан имеет самый низкий показатель среди аппаратов парламентов обозначенной категории регионов (менее одного госслужащего на одного депутата).